Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 18.04.2024, 20:42

Детская энциклопедия

Меню сайта
Материалы
Свидетельства исчезнувших цивилизаций
Природные явления
Человек - загадочное существо
Загадочные обитатели Земли
Задаем вопросы Вселенной
Прошлое говорит с будущим
Пробная

Прутченков А., Калиш И., Солодова О.

«Принципиальные организационные ошибки»

1-п. Отсутствие необходимой и достаточной нормативно-правовой базы, учитывающей специфику данного общеобразовательного учреждения.
Это, пожалуй, одна из самых серьезных и широко распространенных ошибок, суть которой заключается в том, что «энтузиасты» ученического самоуправления стремятся сразу использовать весь его педагогический потенциал, не обращая должного внимания на необходимость нормативного закрепления и урегулирования отношений, возникающих в процессе функционирования самоуправления. Скорее всего срабатывает принцип: «Давайте ввяжемся в бой, а там посмотрим».

Но самоуправление, как и любая другая систематическая педагогическая деятельность, требует нормативного оформления. И в этом вопросе недостаточно одних общих положений, закрепленных Законом Российской Федерации «Об образовании» или Типовым положением об общеобразовательном учреждении. В вашей школе должна быть разработана и официально принята именно необходимая и достаточная нормативная база. Только в этом случае можно приступать к запуску модели в полном объеме. Разумеется, вы постепенно будете дорабатывать, дополнять эту нормативную базу, но стартовать без нее - это «рискованное предприятие».
Рекомендации:
Внимательно изучите положения Закона Российской Федерации «Об образовании», содержание Типового положения об общеобразовательном учреждении и т.д., потому что при решении любых проблем, связанных с организацией самоуправления вам придется ссылаться на их содержание.
Перечитайте Устав своего общеобразовательного учреждения, постарайтесь найти в нем положения о системе школьного самоуправления, в том числе и ученического самоуправления. Если в Уставе этого нет - добейтесь принятия соответствующих положений. Иначе ваша система ученического самоуправления будет «вне закона».
Поработайте над принятием дополнительных локальных актов, которые могут регулировать различные стороны школьного, в том числе и ученического, самоуправления. Как минимум, в вашей школе должно появиться специальное Положение об ученическом самоуправлении (разумеется, если его нет до сих пор), а также перспективный (стратегический) и годовой (тактический) планы действий по развитию ученического самоуправления.
2-п. Определенная «закрытость» и изолированность органов ученического самоуправления.
Зачастую ученическое самоуправление рассматривается только как некая совокупность выборных органов, обладающих определенной властью. Отчасти это так. Иначе действительно невозможно управлять жизнью целого ученического коллектива. Однако это не только совокупность выборных органов, имеющих определенные полномочия (и обязательно - ответственность), а прежде всего организация гуманистических отношений, которые реализуются в процессе функционирования той или иной модели самоуправления. В противном случае мы создаем модель, в которой органы власти живут сами по себе, а «народ», то есть ученики, только наблюдает за происходящим.

Эта ошибка достаточно широко распространена и может приводить к очень тяжелым педагогическим последствиям. Во-первых, такая закрытая модель приводит к появлению «звездной болезни» у тех школьников, кто входит в органы ученического самоуправления. Во-вторых, такая модель приводит к длительному противостоянию актива и коллектива. Лидеры начинают все больше отдаляться от основной массы учащихся.
Рекомендации:
Преобразуйте «закрытый» характер ученического самоуправления, сделайте его прозрачным и открытым для всех учеников школы независимо от оценок в журнале и членства в детской общественной организации.
Более широко используйте принцип «периодической отчетности» выборных органов перед школьниками.
Создайте широкое информационное поле, оповещайте через наглядные средства, школьные СМИ о деятельности органов ученического самоуправления.
3-п. Отсутствие систематической работы по отбору (выявлению) и подготовке актива ученического самоуправления.
Невозможно ожидать, чтобы активисты ученического самоуправления смогли умело действовать без соответствующей методической и психологической подготовки. Об этом надо подумать еще до запуска модели. Как вы будете выявлять таких ребят, по каким программам их готовить, где и когда будет проходить лидерская подготовка - на все эти и многие другие вопросы необходимо найти конкретные ответы еще на стадии разработки модели самоуправления.

Вторая сторона проблемы - единообразие содержания и разнообразие используемых форм и методов обучения актива. Довольно часто педагоги, понимая важность этой деятельности, используют «хорошо зарекомендовавшие себя» технологии, но без учета современной ситуации, тех изменений, которые произошли в самом подростке.
Рекомендации:
Разработайте систему преемственности «поколений активистов», чтобы в случае ухода из школы ребят, которые несколько лет возглавляли эту работу, у вас была равноценная замена, готовая продолжить традиции ученического самоуправления.
Постоянно обновляйте программы и методы подготовки школьного ученического актива. Создайте институт советников из числа педагогов, которые будут обучать школьный актив.
4-п. Отсутствие системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников в сфере самоуправления.
К сожалению, это довольно типично для современной российской школы - восприятие педагога в качестве универсала, который может все: и урок провести, и классный час организовать, и детей вывести в поход и т.д. В этот же ряд ставится и ученическое самоуправление. Следует хорошо понимать, что это особый вид педагогической деятельности, требующий специальной подготовки. Такой подготовки уже давно не получают студенты наших педагогических вузов, да и практики со стажем «подзабыли» свои навыки общения с ученическим самоуправлением.

Еще раз подчеркнем, что профессионально заниматься организацией и консультированием самоуправления можно лишь в том случае, когда имеется соответствующая профессиональная подготовка. Игнорирование этого требования чревато негативными последствиями.
Рекомендации:
Сформировать методическое объединение организаторов и консультантов по ученическому самоуправлению.
Проводить систематическую учебу классных руководителей, педагогов-организаторов, старших вожатых по вопросам ученического самоуправления.
Обучайте педагогов на курсах повышения квалификации по данной тематике.
5-п. Перенос профессионального стиля общения с урока в деятельность по самоуправлению.
При ученическом самоуправлении взрослый выступает не в роли педагога, а в роли консультанта, старшего товарища, имеющего специальную подготовку, помощника, обладающего большим жизненным опытом, а также в роли обычного члена коллектива. Это две принципиально разные роли и педагогические позиции. Но, к сожалению, далеко не все учителя обладают достаточной гибкостью для того, чтобы «перестроиться» и изменить стиль общения. Они по-прежнему общаются с активом и школьниками с позиции учителя. Но дети нуждаются в другом - они ждут большей самостоятельности и доверия, общения в режиме диалога.
Рекомендации:
Педагог, работающий с органами ученического самоуправления, должен помнить, что нельзя подменять подростков там, где они сами могут справиться.
Вам необходимо иметь выдержку и быть готовым поддерживать идеи ребят, избегать прямого нажима даже тогда, когда мнения и действия ребят кажутся ошибочными, больше разъяснять, убеждать, согласовывать, чем просто требовать.
6-п. Игнорирование педагогического потенциала родительской общественности.
Это еще одна типичная ошибка, которая воспроизводится практически в каждой школе. Всегда найдутся родители, которые готовы помочь, только к ним также нужен «индивидуальный подход». Кто-то в состоянии (и с интересом) провести консультацию для вашей школьной избирательной комиссии, кто-то готов вести занятия в школе лидера и т.д. Главное - показать этим родителям, что школа нуждается именно в их опыте, знаниях.
Рекомендации:
Не следует воспринимать родительскую общественность только как основной источник внебюджетных средств.
Находите формы привлечения, исходя из интересов самих родителей.
7-п. Формализация процесса внедрения ученического самоуправления.
К сожалению, приходится констатировать, что в различных регионах ученическое самоуправление активно внедряется по «указанию сверху». И не потому, что это понимает педагогический коллектив и директор, а так требуют специалисты органов управления образованием. А от них в свою очередь требуют более высокие инстанции. Картина вполне знакомая, увы!!!

Но самоуправление нельзя навязать. До него нужно дорасти, к нему можно подойти постепенно, создавая по частям, обучая педагогов и школьников, изучая опыт коллег, анализируя свой собственный. Это постепенный процесс изменения (трансформации) образовательного процесса. А такие изменения не происходят в один день, тем более по приказу сверху.

Другой стороной формализации хорошего и важного дела бывает стремление «отчитаться» о том, что в школе уже действует самоуправление. На первый взгляд это совсем неплохо, когда вас поддерживает руководство, но когда оно «требует, чтобы было непременно», тогда... ничего хорошего не получалось.
Рекомендации:
Не уступать давлению сверху, если коллектив ни психологически, ни организационно не готов к введению той или иной модели самоуправления.
Вместе с тем не оставаться в стороне от этого важного дела, искать свои варианты моделей, изучать уже накопленный опыт, повышать квалификацию и т.д.
8-п. Абсолютизация принципа «Сначала делается то, чего хотят дети».
Часто при реализации той или иной модели можно встретить такую рекомендацию: «Какие бы интересные идеи ни приходили педагогам, но если ребята желают устроить дискотеку или пойти в поход, значит, «идем в поход». На первый взгляд педагогически верная позиция, тем более когда речь идет о развитии именно ученического самоуправления. Здесь внешне все выглядит очень демократично. Но такая абсолютизация, особенно в первые месяцы или даже годы функционирования ученического самоуправления, может привести к возникновению нежелательных традиций, с которыми в последующем будет очень трудно бороться.

Во всем нужен разумный баланс, и такое слепое следование за интересами ребенка при более серьезном и внимательном рассмотрении выглядит как стремление завоевать доверие детей, стать авторитетным педагогом с помощью политики «популизма» (игра на настроениях народа).

Мы, разумеется, хорошо понимаем, что ученическое самоуправление для того и необходимо, чтобы изучать интересы ребят, а потом создать необходимые условия для их реализации. Но при этом важно не забывать и интересы школы, родителей, социума. К сожалению, мнение 50-55 процентов старшеклассников: ученическое самоуправление - это возможность чаще устраивать дискотеки и т.п. Но не дискотеками едиными должно жить ученическое самоуправление.
Рекомендации:
В нормативный локальный акт, регулирующий деятельность ученического самоуправления в вашей школе, необходимо включить положения не только о правах учащихся (на дополнительную дискотеку), но и об их обязанностях (например, участвовать в мероприятиях по благоустройству школы и т.д.), ответственности за процесс и результаты этой деятельности.
Нужна систематическая разъяснительная работа со всеми категориями учащихся (да и педагогов тоже) по объяснению единства прав и обязанностей.
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright Worldchild © 2024
Конструктор сайтов - uCoz