Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 28.03.2024, 18:04

Детская энциклопедия

Меню сайта
Материалы
Свидетельства исчезнувших цивилизаций
Природные явления
Человек - загадочное существо
Загадочные обитатели Земли
Задаем вопросы Вселенной
Прошлое говорит с будущим
Пробная

Прутченков А., Калиш И., Солодова О. «Частные» методические ошибки»

1-м. Чрезмерное увлечение масштабными моделями ученического самоуправления типа «Каждый класс - республика».
В принципе в этом нет ничего предосудительного, если бы не целый ряд «но»...

Во-первых, для школьников средних, а особенно младших классов это слишком сложно. Следует брать что-то проще, например город с его административным устройством, что, кстати, делается во многих российских школах.

Во-вторых, используя эту модель, вы создаете огромный административный аппарат: десятки президентов, вице-президентов, спикеров парламентов, депутатов, премьер-министров, министров и т.д. А где обычный «рядовой» гражданин? Кем управляют эти массы руководителей различного ранга? Кто их контролирует и перед кем они отчитываются о своей работе?
Рекомендации:
использовать такие сложные и масштабные модели только в исключительных случаях:
а) если ваша школа очень большая с числом учащихся от 1500 и более;
б) если ваша система самоуправления функционирует давно и успешно и требуется определенная новая струя.
Для обычного класса используйте модель «Класс - город», где основные функции самоуправления принимает на себя администрация из 3-5 человек.
2-м. Возведение в абсолют принципа: «Каждое дело сами придумываем, сами выполняем и сами оцениваем».
Вот классический пример высказывания, взятый нами из материалов интернета: «Каждое дело сами придумываем, сами выполняем и сами оцениваем. Так сложилось настоящее самоуправление. Уберите одно звено - и от самоуправления ничего не останется». Марина Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Этот принцип возможен, например, для группы социального проектирования, которая занимается небольшим конкретным делом, а также для ученического самоуправления - но только на уровне отдельного класса. Для ученического самоуправления в масштабах всей школы требуется совершенно иной подход. Иначе происходит очередная типичная ошибка, когда школьный парламент сам придумывает законы и сам же приступает к их выполнению и, что еще более важно - сам оценивает, насколько хороши были законы, как хорошо они сами их реализовали. Одним словом, все кругом хорошо!

Или другой тоже типичный вариант - школьный парламент работает как правительство.

Это вполне допустимо, когда вы называете органы ученического самоуправления «штабом», «советом дела» и т.д., но тогда не стоит называть органы ученического самоуправления «школьным парламентом» и «правительством». За этими словами стоит вполне конкретный смысл и принцип «разделения властей». Парламент - это всегда представительный законодательный орган власти, а правительство - исполнительный орган власти, основная задача которого исполнять конкретные программы по реализации положений законов, принятых парламентом. Просим прощения за этот мини-ликбез, но уж очень много школ, где все органы ученического самоуправления объединяются словами «школьный парламент», а деятельность в большей мере соответствует той, которой занимается «правительство».

Что же касается последней части выше указанного принципа: «Сами оцениваем» - он еще более проблематичен. Оценка своей деятельности, разумеется, важна, и любая команда или группа должна завершить свой управленческий цикл анализом полученных результатов. Если все получилось удачно, как было запланировано, то нужно, во-первых, поблагодарить всех, кто внес свой вклад в общий успех, во-вторых, поделиться опытом с другими, чтобы они могли брать пример. Если же были серьезные сбои и неудачи, также поблагодарить всех, а затем разобраться в том, что мешало, в чем причины таких итогов, и не для того, чтобы «наказать виновных», а понять свои ошибки и впредь не повторять их.

Но оценка всегда должна быть только «общенародной» (извините за это давно забытое слово). Действительно, только учащиеся школы могут оценить, насколько интересны были придуманные активом дела.

Еще раз подчеркнем, что мы ни в коем случае не против этого педагогического принципа, просто использовать его можно не всегда и не везде. Но если рассматривать его в целом по отношению ко всем детям, обучающимся в школе, имея в виду, что одни принимают законы («мы сами придумываем»), другие воплощают их в жизнь («мы сами выполняем»), а третьи высказывают свое отношение к проведенным делам («мы сами оцениваем»), тогда этот принцип вполне приемлем.
Рекомендации:
При реализации своей модели самоуправления постарайтесь следовать принципу «разделения властей». Дайте каждому органу одно, но важное направление из этой педагогической триады.
3-м. Смещение акцента работы органов ученического самоуправления только на досуговую деятельность.
Органы ученического самоуправления зачастую рассматриваются как некие помощники старшего вожатого или заместителя директора по воспитательной работе, которые в состоянии заняться организацией свободного времени школьников. Разумеется, организация досуга - это одно из направлений деятельности органов ученического самоуправления, но их деятельность не должна (и не может) ограничиваться только этим. При таком подходе мы получаем широкий актив - массовиков-затейников (что само по себе совсем не плохо), но это не ученическое самоуправление в его первоначальном виде, а клубная деятельность в конкретной школе.
Рекомендации:
Наделить органы ученического самоуправления реальными полномочиями, в состав которых должны входить и более серьезные и важные вопросы, в том числе касающиеся процесса обучения и воспитания.
4-м. Неверное толкование (использование) юридических терминов.
Это, пожалуй, на сегодня самая часто встречающаяся ошибка. Чтобы вы почувствовали ее, мы просто приведем несколько реальных примеров из практики различных школ.

Пример № 1: «В нашей школе функционирует такая система самоуправления: 1. Президент - директор школы. 2. Парламент, включающий в себя министерство по труду, министерство по организации досуга, министерство по экологии и т.д.».
Но позвольте спросить: «Что такое «парламент», который состоит из министерств? Это же структура другого важнейшего органа государственной власти - правительства.

Пример № 2. «У нас сложилась хорошая практика. Учителя обращаются в школьную думу, если требуется какая-либо помощь, скажем, в оформлении сцены или подготовке лыж к зиме».
Но при чем здесь школьная дума? Может быть, подготовкой лыж к зиме должен заниматься кто-то другой? Или те же дети, но уже не в роли депутатов школьной думы?

Пример № 3. «В нашей школе был разработан административно-хозяйственный кодекс (конституция) школы, который действует уже 4 года».
Здесь даже трудно что-то комментировать. Коллеги, давайте уважать Конституцию. Она не может быть административно-хозяйственным кодексом!!! Между прочим, за этим стоит очень серьезная проблема эффективности всей системы гражданского воспитания, если педагог не видит разницы между конституцией и административным (и тем более хозяйственным) кодексом.

Пример № 4. «У нас школьная дума - выборный представительный орган учащихся 5-11-х классов, осуществляющий деятельность по различным направлениям:
  • информационное (информирование о работе школьной думы, выпуск газеты и информационных листков и т.д.);
  • правовое (защита прав учеников гимназии, разработка документов органов ученического самоуправления);
  • досуговое (организация культмассовых мероприятий, общественных акций и т.д.);
  • учебное (организация образовательных мероприятий, кружков, помощь неуспевающим ученикам и т.д.);
  • патриотическое (воспитание гражданственности, патриотизма и т.д.);
  • шефское (ведение шефской работы в младших классах, тьюторство);
  • социальное (организация помощи малообеспеченным ученикам и т.д.)».
Еще раз внимательно просмотрите направления деятельности школьной думы, которая работает в данной гимназии, помня о том, что дума - это парламент, то есть законодательный орган власти. Почему школьная дума должна заниматься организацией культмассовых, общеобразовательных мероприятий, кружков, шефской помощью и помощью малообеспеченным ученикам? К этому документу возникает много и других вопросов.

Придирчивый читатель, вы вправе сказать: «А какая в принципе разница, главное, чтобы ребенку было интересно и он с удовольствием участвовал в самоуправлении». Не можем согласиться, так как такой перекос, заложенный в сознание детей в школьные годы, потом долгие годы будет сказываться на их восприятии политических реалий жизни.
Рекомендации:
Прежде чем использовать эти понятия, следует открыть Конституцию Российской Федерации, еще лучше несколько других законов или учебник.
Можно получить квалифицированную консультацию у специалистов по поводу содержания тех терминов, которые вы собираетесь использовать в документах и жизнедеятельности ученического самоуправления.
5-м. Использование в структуре органов ученического самоуправления правоохранительной системы, включающей прокуратуру.
На первый взгляд, это вполне закономерное продолжение использования механизмов государственной власти, так как ученическое самоуправление - это тоже особый вид деятельности, внешне иногда похожий на государство. Но, уважаемый читатель, есть некий педагогический предел, который не следует переступать ни при каких обстоятельствах. Мы категорически против использования в полном объеме правоохранительной системы (прокуратура, адвокатура, а тем более - места отбывания наказания).

Пример из практики. В одной из школ в лаборатории при кабинете физики сделали даже школьную тюрьму!

Только вдумайтесь в это! Доигрались! А как же Конституция Российской Федерации, где в статье 22 говорится: «Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению». К этим требованиям Основного закона следует относиться с должным уважением.

Пример из практики. «В нашей школе суд и прокуратура рассматривают «дела» нарушителей общественного порядка и выносят решения по фактам нарушения дисциплины, опираясь на школьный административный кодекс. По большинству вопросов учащиеся принимают самостоятельные решения, согласно конституции и вопреки педагогическому давлению. Так, некоторые дела о фактах драки были отложены на «дополнительное доследование», и после выяснения истинных виновных принимались соответствующие решения.

Как вам, уважаемый читатель, последняя фраза «некоторые дела о фактах драки были отложены на «дополнительное доследование». Кто нам давал право нарушать законы России и прежде всего ее Конституцию, где ясно сказано: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом» (статья 118 Конституции Российской Федерации).
Рекомендации:
Элементы этой стороны жизни государства можно использовать, но очень ограниченно, например, судебная система по типу «Суда чести» с обязательным участием в составе такого суда взрослых и детей.
6-м. Вызывающее игнорирование мнения меньшинства. Очень часто ведущий принцип демократии - «Меньшинство подчиняется большинству» понимается слишком прямо.
Если большинство решило, то что еще думать, надо выполнять и все... Вероятно, в жизни так и должно быть, например, во время выборов в государственные органы власти. Мы можем только представить, как жили бы люди, если бы не было данного механизма. Голосовать до тех пор, пока не согласится последний участник собрания, житель района или города?

Но когда речь идет о педагогике, мы не можем забывать «несогласное меньшинство», а тем более открыто и радостно праздновать «победу большинства». Это ведь конкретные дети, их реальные интересы, несбывшиеся надежды и т.п. В этом и заключается отличие ученического самоуправления - нужно уметь находить компромиссные варианты, представлять интересы всех учащихся (по крайней мере тех, кто об этом активно заявляет). Иначе неминуема постоянная оппозиция.
Рекомендации:
Максимально осторожно пользоваться демократическими механизмами, не забывая за внешними атрибутами взрослой жизни педагогическую суть использования вашей модели ученического самоуправления.
7-м. Замкнутость только на своей школе.
К сожалению, в последние годы школа привыкла решать свои проблемы, в основном опираясь только на помощь родителей. Шефские связи разорваны, предприятия решают свои проблемы, им не до школы. Но ведь есть еще и другие партнеры, которые могут помочь в организации ученического самоуправления. Нужно выйти в социум, например в местную избирательную комиссию.
Рекомендации:
Ищите партнеров, которые могут заинтересоваться вашей программой развития ученического самоуправления.
8-м. Отсутствие постоянно выделенного помещения и времени для работы органов ученического самоуправления.
Если относиться к ученическому самоуправлению как важной педагогической деятельности, то для ее выполнения требуются соответствующие условия. Одно из них - помещение и время. Помещение необязательно должно быть специальным (то есть предназначенным для работы самоуправления в течение всего рабочего дня, как раньше был отдельный кабинет для комитета комсомола в каждой школе, а также обязательная пионерская комната для работы совета дружины), но оно должно быть. Это же относится и ко времени. Его надо найти в расписании дня. Иначе ваши планы останутся «благими намерениями».
Рекомендации:
Согласовать график использования кабинета, который вы предполагаете оборудовать для работы того или иного органа ученического самоуправления.
Выделить в расписании внеклассной и внешкольной работы специальные часы для работы органов ученического самоуправления. Причем это должно быть конкретное время для каждого органа самоуправления.
9-м. Игнорирование административной поддержки.
Тем, кто начинает организацию ученического самоуправления, нужно понимать, что директор и его заместители - это самая серьезная поддержка, игнорировать которую было бы большой ошибкой. Любое мало-мальски значимое дело ученическое самоуправление без приказа директора не сможет выполнить, так как при всех положительных моментах и педагогическом эффекте самодеятельности детей за состояние дел в школе отвечает директор. Поэтому прежде всего нужно оформить все необходимые документы, приказы, распоряжения и т.д. Не следует «надеяться на авось» или действовать по принципу «победителей не судят». Директор вправе приостановить любые самодеятельные проявления, если он не в курсе, а тем более если они могут привести к серьезным последствиям.
Рекомендации:
Всегда согласовывать с администрацией планы ученического самоуправления и их изменения.
Уважаемый читатель, в заключение несколько замечаний. Во-первых, мы прекрасно понимаем условность деления ошибок на три группы. Любая ошибка из «частно-методической группы» может стать для школы более чем «тотальной» и привести к полному сворачиванию этой работы при негативных эмоциях многих членов вашего коллектива. С другой стороны, некоторые «тотальные» ошибки могут даже помочь школе выйти на новый виток развития ученического самоуправления.
Мы просим не пугаться, особенно начинающих организаторов, классных руководителей. Мы хотели бы вас успокоить тем, что в течение всего заочного курса мы будем периодически обобщать уже ваши ошибки и сообщать о них. Пишите нам о своих уже совершенных ошибках, радостях и сомнениях, связанных с ученическим самоуправлением.

Александр ПРУТЧЕНКОВ,
доктор педагогических наук, МООДиМ «Новая цивилизация»

Ирина КАЛИШ,
кандидат педагогических наук, Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования РФ

Ольга СОЛОДОВА,
старший преподаватель Орловского ИУУ
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Copyright Worldchild © 2024
Конструктор сайтов - uCoz